РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЬ «ЛАДА 4X4 2121 НИВА»
Аннотация
Сложно представить человека, который бы не знал автомобиль с названием «Нива». С момента выпуска первой модификации ВАЗ-2121 прошло уже более 40 лет, но знаменитый внедорожник не собирается отправляться на пенсию. Многие автолюбители не согласны называть народную любимицу ее новым именем Лада 4х4. Поэтому далее машину будем называть старым названием «Нива». В больших городах автомобиль уже не так популярен и уступает по экономичности, и управляемости современным автомобилям, зато в небольших городах, сёлах, таёжных посёлках, где самый главный вопрос доехать из пункта «А» в пункт «Б» по бездорожью, без него обойтись очень сложно при решении многих бытовых и производственных вопросов. Небольшие размеры и простота конструкции позволяют без труда отремонтировать машину. Универсальность машины позволяет ее эксплуатировать в любых погодных и географических условиях, а главное, «Нива» обладает огромными возможностями для тюнинга и конструирования, где можно реализовать свой творческий потенциал. Среди недостатков «Нивы» можно упомянуть недостаточную комфортабельность. В жаркий летний день приятно ехать в автомобиле с работающим кондиционером. К сожалению, эта опция предусмотрена далеко не во всех автомобилях, в том числе и у «Нивы».
Большинство бюджетных автомобилей импортного производства для удешевления комплектуются относительно слабыми двигателями и включение компрессора кондиционера отбирает значительный процент мощности двигателя, что сильно сказывается на динамике разгона при совершении манёвров. Если говорить об отечественных автомобилях, то конечно в современных моделях, наличие климатической установки в их конструкции является штатным оборудованием. Но огромный парк, более ранних моделей, в том числе и «Нив» эксплуатируется без этого устройства. В связи с выше сказанным, возникает проблема повышения комфортности старых моделей автомобилей и дооснащения автомобиля генератором холода, который позволит обеспечить приемлемые условия комфорта в летних поездках. В связи с этим возникает гипотеза о наиболее простом варианте решения этой проблемы, использовании термоэлектрических модулей – элементов Пельтье. При подаче напряжения на модуль одна из пластин значительно охлаждается, что позволяет использовать эти элементы в качестве устройств охлаждения. Каким образом можно сконструировать установку охлаждения салона автомобиля, в частности «Нивы», с помощью генератора холода, какие реальные эксплуатационные характеристики подобной установки? Ответы на эти вопросы и являются целью данной работы.
Цель проекта
разработка экспериментального генератора холода с возможным использованием его в качестве климатической установки в автомобилеЗадачи
- изучение возможных литературных и интернет – источников по устройству и принципу действия термоэлектрических генераторов;
- на основе изученных источников разработать собственный вариант генератора холода с возможностью установки его в конструкцию автомобиля;
- исследование режимов работы генератора холода и определение эффективности устройства;
- практическая реализация устройства и внедрение его в конструкцию воздуховодов автомобиля «Нива»;
- определение эффективности устройства в составе климатической установки автомобиля в различные периоды эксплуатации.